• сентябрь – общее собрание научного общества учащихся; постановка задач и планирование работы на текущий учебный год; формирование предметных секций научного общества; ознакомление с требованиями к ученической исследовательской работе и выбор тем исследований; закрепление руководителей работ за определенными учащимися; теоретические занятия; индивидуальные консультации;
• октябрь - работа с научной литературой в целях накопления материала по проблеме; встреча со школьным библиотекарем; знакомство с научно –популярной и энциклопедической литературой; теоретические занятия; индивидуальные консультации; конкурс «Инфомышка» III-IX классы;Конкурс «Глобусенок»VI-XI классы;
• ноябрь - сбор материала по теме исследования; теоретические и практические занятия; индивидуальные консультации; консультации участников олимпиад;подготовка и участие во II этапе Республиканской олимпиады по учебным предметам предметной олимпиады;конкурс «Белка» VII-XI кл.;конкурс «Колосок» II-VI кл.
• декабрь - индивидуальные консультации; консультация основные требования к оформлению работ; практическое занятие « Методика защиты исследовательских работ»; консультация « План написания научных работ»;конкурс «Журавлик» II-XI кл.
• январь консультация «Виды творческих и исследовательских работ»; консультация «Этапы работы над исследовательской работой, методы исследования»; индивидуальные консультации;конкурс «Зубренок» VII-XI кл.; конкурс «Синица» VII-XI кл.
• февраль - март – завершение оформления работы «Работа с заключением и выводы» ; консультация « Оформление приложений к работе»; рецензирование исследования; индивидуальные консультации « Оформление библиографических данных»; практикум « Библиотечно –информационная культура. Оформление списка использованных источников»;конкурс «Буслик» III-XI кл.;международный конкурс «Кенгуру» I-XI кл.; консультации «Выполнение презентации в формате Microsoft PowerPoint»; консультация «Защита работы. Составление тезисного плана»; проведение школьной научно – практической конференции «Первый шаг в науку»; участие в районной научно –практической конференции.
• апрель - Конкурс «Лингвистёнок» III-XI кл.; индивидуальные консультации «Правила написания рефератов и сообщений»;
• май – Конкурс «Кентаврик» III-XI кл.;конкурс «Олимпионок» III-XI кл.; общее собрание НОУ; составление перспективного планирования; торжественное награждение победителей.
Одним из самых ответственных и важных моментов исследовательской работы является выбор темы исследования каждым учащимся. Руководитель ученических исследовательских работ предлагает примерный перечень тем для исследования. При определении тематики ученических исследований необходимо учитывать следующие критерии:
1) актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении;
2) соответствие интересам учащегося-исследователя;
3) реальную выполнимость;
4) возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов, изучаемых избранной наукой;
5) обеспеченность необходимым количеством различных источников;
6) грамотность формулировки темы с научной и литературной точек зрения (с указанием четких рамок рассмотрения темы). В названии следует избегать как упрощений, так и излишней наукообразности, использования спорных с научной точки зрения формулировок и терминов;
На самом первом этапе исследовательской деятельности происходит ознакомление учащихся с требованиями к ученической исследовательской работе. Школьники должны видеть ее отличия от реферата, понимать, что исследование должно быть связано с решением творческой задачи с неизвестным заранее результатом.
После определения формулировки рабочего названия темы (с окончательным названием можно определиться только после завершения собственно исследования) учащийся-исполнитель исследования переходит к составлению рабочей программы исследовательской работы. На этом этапе конкретизируется состояние проблемы, определяются степень актуальности и цель исследования (которая обычно легко вытекает из темы работы), его задачи, методы и этапы, а также делается прогноз ожидаемых результатов исследования.
Для определения состояния изученности темы, уточнения цели исследования, выбора оптимальных методов работы необходимо тщательное знакомство учащихся с литературой по выбранной ими проблеме. Первоначально ученик занимается поиском литературы, получив необходимую информацию по теме у руководителя работы. Учащиеся знакомятся с правилами работы в библиотеках, получают навык ускоренного поиска необходимой информации, в том числе и с использованием современных информационных технологий. Для закрепления данного навыка руководителю научного общества учащихся целесообразно организовать учебное занятие в библиотеке.
На следующем этапе работы с литературой следует обучить учащихся брать на вооружение цитируемые в изданиях работы, а также публикуемые в отдельных изданиях исчерпывающие библиографические списки по необходимой юному исследователю проблематике. Помимо этого, ученики должны научиться оценивать степень полезности справочных и энциклопедических изданий.
В первые два-три месяца работы учащимся необходимо усвоить общие навыки работы с литературой:
1) уметь заносить полные библиографические данные книги или статьи в карточку, чтобы избежать трудностей при составлении списка используемых работ;
2) конспектировать основные положения литературного источника;
3) грамотно выписывать и систематизировать цитаты (с указанием номера страницы и полных данных об источнике информации).
Итогом усвоения навыка работы с литературой должна быть способность учащихся написать фрагмент работы, который условно можно назвать «обзор литературы по проблеме исследования».
Важным этапом в осмыслении первых успешных шагов в работе является участие юных исследователей в школьной конференции по защите избранных тем,проводимой ежегодно. Помимо осознания полученных на данном этапе результатов исследования, учащиеся приобретают речевые навыки, опыт отстаивания своей точки зрения, ведения дискуссии.
За два месяца до защиты ученической исследовательской работы начинаются занятия по формированию умений и навыков оформления исследовательских работ в соответствии с утвержденными и общепринятыми требованиями.
После завершения оформления работы руководитель сосредоточивает свое внимание на подготовке учащихся к защите исследования.
При подготовке к защите следует помнить, что существует несколько вариантов защиты исследовательской работы. Наиболее распространенными являются классическая и творческая модели защиты.
Классическая модель защиты основывается на устном выступлении с непременным отражением главных исследовательских аспектов разработки темы:
- актуальность и новизна исследования;
- характеристика использованных источников и литературы;
- характеристика основных научных подходов к решению проблемы;
- обоснование выбора методов исследования;
- основные выводы по содержанию работы.
Творческаямодель защиты предполагает:
- оформление стенда с документами и иллюстративными материалами по заявленной теме, их комментарий;
- демонстрация видеозаписей, слайдов, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе исследования;
- оригинальное представление фрагмента основной части исследования;
- выводы по работе.
раскрыть » / « свернуть