Одной из актуальных проблем современного образования является проблема развития учебных способностей учащихся. Чем полнее реализует школьник свои потенциальные возможности, тем больших успехов сможет добиться в жизни.
Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации. Визуализация - (в широком понимании) ‒ это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания.
Технологии визуализации учебного материала основываются на значимости визуального восприятия для человека, ведущей роли образного восприятия в процессах познания и осознания все более необходимой подготовки человека и его сознания к условиям визуализирующегося мира и увеличения информационной нагрузки. Достоинство метода визуализации состоит в том, что учащиеся легче воспринимают сложную информацию, при помощи образов и представлений. Кроме того, такой способ представления информации удобен не только для учеников, но и для преподавателей.
Методологический фундамент визуализации учебной информации
Учебный предмет «математика» как нельзя лучше демонстрирует различия в обучении правополушарных и левополушарных учеников. Большинство исследований показывают, что левая теменная доля более важна для понимания чисел и арифметики. Правое полушарие больше, чем левое, занимается пространственными способностями и поэтому более активно занимается геометрией. Но в математике, обычно задействованы оба полушария, взаимодействуя друг с другом.
Учитель, знающий специфику работы левого и правого полушарий, способен более эффективно организовывать учебный процесс, так как имеет возможность умело управлять как наглядно-образным, так и словесно-логическим мышлением.
Эффективность усвоения учебного материала повышается, если наглядность в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию, то есть используются когнитивные графические учебные элементы. К процессу усвоения подключается «образное» правое полушарие.
Проектирование урока математики с помощью техник визуализации проходит в несколько этапов:
- отбор учебного материала, структурно-логический анализ и построение структурно-логической схемы учебной информации;
- выделение главного, методологических и прикладных аспектов темы;
- расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных понятий;
- подбор опорных сигналов (ключевых слов, символов, фрагментов схем) и их кодирование;
- поиск внутренних логических взаимосвязей и межпредметных связей;
- составление первичного варианта, компоновка информации в блоки;
- критическое осмысление первичного варианта с последующей коррекцией;
- введение цвета, дизайнерское оформление;
- озвучивание и окончательная корректировка визуальной модели представления учебной информации.
Техники визуализации учебной информации
Интеллект-карта (карта разума) является инструментом развития памяти и мышления. При составлении учитываются следующие принципы: выделяется основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или задумки. Более мелкие ветви могут делить еще на несколько подпунктов. Получается, что ментальная карта отображает ассоциативные связи в мозге ее создателя. Работать с такими ментальными картами интересно и продуктивно.
Опорный конспект представляет собой краткую тезисную схему. Он содержит знаки, схемы, таблицы, рисунки, ключевые слова, короткие фразы и другие элементы визуализации.
Основной теоретический материал изложен небольшим количеством знаков. Такую схему нетрудно запомнить и, следовательно, используя её, легче рассказывать теоретический материал.
Лэпбук (англ. lapbook – наколенная книга) – тематическая папка, в которой сохраняется учебный материал. Лэпбук напоминает коллекцию маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы.
Скрайбинг (англ. scribe – набрасывать рисунки или эскизы) – техника визуализации информации с помощью графических символов, просто и понятно отображающие её содержание и внутренние связи. В процессе донесения информации до учащихся происходит отрисовка простых образов, которые могут дополняться на протяжении урока как учителем, так и детьми.
Основными принципами инфографики являются легкое восприятие информации и содержательность. Для создания инфографики используются диаграммы, графики, таблицы, графические элементы. Инфографика это графический способ подачи информации, данных и знаний. Это визуальное отображение данных, содержащее небольшую по объему, но значимую и правильно оформленную информацию. Очень удобно использовать инфографику, когда необходимо эффективно и моментально что-то объяснить.
Следует различать инфографику как средство наглядности и инфографику как средство когнитивной визуализации учебного материала. В первом случаи речь идет о пассивном восприятии информации, во втором – активном творческом процессе создания мыслеобразов, означивание и осмысление учебного контента.
Таймлайн (англ. timeline – линия времени) – временная шкала, на которой события наносятся в хронологическом порядке. Лента времени служит для концентрации на процессе обучения. Таймлайн облегчит запоминание дат, персоналий, событий, а также причинно-следственных связей.
Средства визуализации учебной информации
К средствам визуализации можно отнести традиционные и средства информационно-компьютерных технологий.
Традиционные средства визуализации хорошо знакомы педагогам и учащимся:
- предметы объективной реальности;
- опыты и эксперименты;
- макеты и фигуры;
- картины, рисунки, фотографии;
- видео-демонстрацию со звуком;
- аудио воспроизведение;
- карты, схемы, графики;
К современным средствам информационно-компьютерных технологий относят:
ресурсы глобальной сети Интернет;
- компьютерные презентации;
- интерактивная доска;
- компьютерные приложения.